Дополнительное образование


Программа кружка "Хомус"
Руководитель кружка: Илларионова Марианна Артемовна

Пояснительная записка

Хомус - инструмент широко распространенный по всему миру. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.

Таким же любимым инструментом стал этот маленький хомус для учеников нашей школы. Его поклонники в данное время учатся в высших учебных заведениях, но не забывают хомус, играя время от времени на праздниках или просто для души. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года для 5-11 классов средней школы.

К концу обучения члены кружка должны уметь: играть на музыкальном инструменте, несколько видов ударов, извлекать разные звуки, правильно дышать носом, с помощью живота, импровизировать, играть и проводить игры с друзьями, выступать соло.

Должны знать: об истории и современном развитии музыкального инструмента;

  • о старинных музыкальных инструментах;
  • об устном народном творчестве в Якутии;
  • песни скороговорки, оhуокай и понятие об импровизации;
  • о знатных людях Покровки, улуса, (С.П. Иванова-Сидоркевич, Кл. Онуфриевой, А. Черемных, И. Неустроеве и др.)
  • Гимн Амгинского улуса.

    Занятия проводятся в неделю 1 раз (2ч). Подведение итогов занятий кружка являются ысыах, проводимый членами кружка, участием кружков на концертах, фестивалях.

    Цель работы кружка "Хомус"

    1. Формирование у школьников интереса и уважения к национальной культуре якутского народа.
    2. Разучивание приемов игры на хомусе, развитие навыков игры на национальном инструменте.
    3. Привить и развить тягу к прекрасному.
    4. Воспитание через отношение к национальному якутскому инструменту прекрасных человеческих качеств, как доброжелательность, терпение, тонкость души.

    Из истории Хомуса

    1. Заметки Н. Щукина, Р. Маак, В. Серошевского, И. Худякова, Э.К. Пекарского, А Миндердорфа о появлении этого музыкального инструмента- варган.
    2. Национальный якутский инструмент - хомус.
    3. Особенности и способности хомуса.
    4. М. Ефимов. Сказка "Хоhуундьу" (чтение, пересказ)
    5. Якутские игры.

    Ознакомление

    1. Прослушивание музыки хомуса.
    2. Беседы о хомусе.
    3. Стихотворения, песни о хомусе.
    4. знакомство с разными хомусами.
    5. Зоочное посещение музея хомуса.
    6. Прослушивание различных приемов игры.
    7. Прослушивание произведений на хомусе различных стилей.

    Строение хомуса

    1. Строение инструмента.
    2. названия частей хомуса.
    3. Тренировка кисти рук без инструмента.

    Первоначальные навыки игры

    1. способы фиксирования, виды ударов.

  • упражнения кисти;
  • фиксирование хомуса на руке;
  • обучение основному удару.
    2. Извлечение основного (удара) звука:
  • прослушивание основного звука;
  • фиксирование хомуса путем прижатия к зубам;
  • фиксирование между зубами;
  • упражнения для губ;
  • извлечение основого звука;
  • беззвучное выговаривание гласных с хомусом;
  • изменение основного звука;
    3. Простейшие приемы дыхания:
  • длинный вдох и выдох без хомуса (ч\з рот), нос с помощью живота;
  • длинный вдох вовремя одного удара;
  • воспроизведение мелодий простых песен с хомусом.

    Увлечение, привитие любви к хомусу

    1. Прослушивание выступлений, произведений мастеров-исполнителей;
    2. Рассказ о содержании музыки хомуса;
    3. прослушивание различных способов, приемов игры (куорогэйдэти, хаас, кэ5элэтии и др);
    4. прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
    5. Рисование содержания музыки;
    6. Якутские настольные игры.

    Тренировка, развитие навыков.

    1. Разновидности ударов.

  • основной удар (показ, обучение);
  • обратный удар (показ, обучение);
  • переменный удар (показ, обучение);
  • групповые упражнения (применение песен);
  • изменение ритма игры (применение музыка);
  • упражнения для пальцев;
  • удары вертикально удерживаемый кистью;
  • игра мелодий песен с применением разновидности ударов в сольные и групповые упражнения;

    2. Изменение звука:

  • прослушивание различных приемов;
  • переход от звука "о" к звуку "и" во время одного удара (вначале 1 раз , потом в 2,3 раза, много раз);
  • упражнения для языка (куорэгэйдэтии);
  • упражнения для языка (хаастатыы);
  • упражнение для глотки (кэ5элэтии);
  • дыхание через нос (извлечение носового звука);

    3. Упражнения для дыхания:

  • два вдоха во время одного удара.
  • многократное вдыхание во время одного удара;
  • дыхание носом;
  • извлечение носового звука;
  • дыхание с помощью живота;

    4. Извлечение коротких звуков:

  • торможение язычка пальцем левой Куки;
  • подражание капели;
  • торможение язычка краем губ;
  • извлечение короткого звука переменным ударом;
  • фиксирование хомуса губами;
  • боковые удары с помощью пальцев;
  • подражание топоту копыт;
  • остановка язычка резким вдохом;

    5. Упражнения для слуха.

  • прослушивание музыки хомуса (закрытыми глазами);
  • беседа о содержании;
  • узнавание различных приемов;
  • узнавание известных мелодий;
  • прослушивание "говорящего" хомуса;
  • разговор с помощью хомуса.

    Оттачивание мастерства

    1. Групповые занятия по видам ударов;
    2. Групповые занятия на дыхание;
    3. Групповые занятия на изменение ритма;
    4. Групповые занятия на изменение звука, его сил;
    5. Участие в подготовке репертуара;
    6. Импровизационная игра;
    7. Участие на конкурсах, концертах;
    8. Поиск новых приемов;
    9. Игра в составе оркестра, ансамбля;
    10. Сопровождение песен, танцев;
    11. Заключительный концерт;
    12. Игры;

    Подготовка к школьному ысыаху

    1. Подготовить на якутском языке сценку.
    2. Чтение стихотворений на якутском языке;
    3. Выучить каждому классу по одной песне на якутском языке;
    4. Якутские народные загадки;
    5. Подготовка хоровода-оhуокай;
    6. Участие всех школьников в спортивных мероприятиях по национальным видам спорта.

    II год обучения

    I Первые хомусисты

    1. Известные мастера, изготавливающие музыкальный инструмент - хомус.
    2. Известные хомусисты Якутии.
    3. Якутские игры.

    II Второе поколение хомусистов

    1. Оготоев П.П. С.С. Шишигин и другие.
    2. Артикуляционные упражнения (активизация работы органов дыхания).
    3. Прослушивание грамзаписи.

    III Развитие якутской национальной культуры

    1. Старинные якутские ударные, духовые и струнные инструменты.
    2. М.Н. Жирков - 1 якутский композитор. Его влияние на развитие игры на хомусе.
    3. Обучение сонорным и горловым звукам.
    4. Прослушивание грамзаписи.
    5. Якутские настольные игры.

    IV Оhуокай

    1. Якутский хороводный танец
    2. О5уокай разных районов.
    3. Обучение исполнению о5уокай
    4. Заочное знакомство с Государственным Национальным ансамблем Якутии.

    V Народные песни

    1. Тойук (дьэ-буо)
    2. Виды народных песен
    3. К. Уурастырап "Сайын"
    4. А. Софронов "О5о-о5о эрдэххэ"
    5. С. Зверев "Сарсын, сарсын сарсыарда"
    6. Проигрывание песен на хомусе.
    7. Обучению пению Якутских песен "Амма эбэм"
    8. Обучению пению Якутских песен "hыт-тыа"
    9. Обучению пению Якутских песен "куннээх Амма"
    10. Проигрывание песен на хомусе.
    11. Жизнь и творчество народной певицы, нашей землячки О.П. Ивановой-Сидоркевич.

    VI Чабыр5ах. Скороговорки

    1. Обучения чтению скороговорок.
    2. Скороговорки (у.н.т.)
    3. Старые и современные скороговорки.
    4. Подготовка и проведение вечера в школе, посвященного национальным играм народов Саха (Якутии).

    VII Импровизация

    1. Понятие импровизации
    2. Прислушивание к звукам природы (экскурсия)
    3. Проигрывание их на хомусе
    4. Импровизирование.

    VIII Ыhыах

    1. Понятие о национальном празднике - Встречи лета. (Символы понятия). Алгыс.
    2. Подготовка по классам.



  • Любимый кружок "Элегия"
  • Программа кружка "Моделирование"
  • Программа кружка "Хомус"
  • Программа кружка "Цветоводство" на 2007-2008 уч.г.
  • Программа экологического воспитания

    Web-master 2008 (R) SemenovEE@mail.ru


  • Hosted by uCoz